Eesti English
По-русски

Доклад Министра иностранных дел Эстонии Урмаса Паэта перед Рийгикогу

01.03.2007

20 февраля 2007 г.


Уважаемый председатель,
уважаемые члены Рийгикогу,
дорогие гости!

Согласно Закону о внешних сношениях, вступившему в силу с наступлением нового года, выступление с докладом о внешней политике перед Рийгикогу теперь будет происходить один раз в году и поэтому необходимо сосредоточиться на самом существенном.

Доступ Эстонии к мировой политике лучше, чем когда-либо прежде, и наш голос звучит сильнее. Но вместе с правами у нас появилось также и больше обязанностей. Поэтому в настоящем докладе пойдет речь о центрах тяжести мировой внешней политики и политики безопасности, о позициях Эстонии и о нашем вкладе. Будучи ограничен во времени, отведенном на этот доклад, я не буду останавливаться на политике добрососедства ЕС, а также на дальнейшем расширении Европейского Союза и НАТО, так как именно этим вопросам были посвящены два моих последних доклада. По этим вопросам мы придерживаемся твердых позиций. А теперь – о главных внешнеполитических темах нынешнего года.

Мы вносим свой вклад в обеспечение мира и безопасности во всем мире, исходя из демократических ценностей и наших интересов. Достаточно лишь взглянуть на современный мир, и мы увидим, что на первый план выходят глобальные темы: энергетическая безопасность, защита окружающей среды, климатические изменения, распространение оружия массового поражения, нелегальная иммиграция, торговля людьми и оборот наркотиков. Как сказал Гораций еще до нашей эры: «Твой в опасности дом, стена коль горит у соседа…» Это и сегодня так, только мир стал меньше и соседи наших соседей стали нашими соседями.

Уважаемые слушатели,

Одни из самых острых проблем безопасности связаны с распространением оружия массового поражения. Если Иран, президент которого в своих публичных выступлениях поставил под сомнение, например, реальность холокоста или право другого государства на существование, будет способен производить ядерное оружие, то ситуация безопасности в мире окажется намного непредсказуемой. Международное сообщество не верит в мирные цели иранской ядерной программы, но Иран последовательно игнорирует требования мировой общественности. В последние месяцы Иран провел испытания новейшей ракетной технологии, радиус полета этих ракет оказался намного больше ожидаемого.

Мы считаем, что ООН должна играть активную роль в решении иранской ядерной проблемы. Декабрьское решение Совета безопасности ООН о применении первых санкций в отношении Ирана выразило достигнутое единодушие в вопросах распространения ядерного оружия. Но для достижения цели нельзя останавливаться на полпути. Дипломатические каналы Европейского Союза открыты для общения с Ираном. Тут необходимо воспользоваться и возможностями экономической дипломатии, так как Европейский Союз является одним из основных торговых партнеров Ирана.

Посмотрим на политику Ирана в более широком контексте: стремления Ирана повлияли и на другие государства региона, они тоже склоняются к развитию ядерной технологии. На Ближнем Востоке, в Латинской Америке и на Дальнем Востоке можно встретить настроения,  поощряющие разработки независимого цикла ядерного топлива. В ответ на действия Ирана Иордания, Египет и государства Совета сотрудничества арабских стран Персидского залива объявили о возможности обеспечения мощности, сравнимой с соседями. Надеемся, что дипломатическим путем - здесь нам хороший пример показывают Великобритания, Франция и Германия - реально найти решение, при котором Ирану обеспечивается возможность при желании развивать ядерную энергетику в мирных целях, в то же время гарантируя, что Иран не будет иметь ядерного оружия. Без всякого сомнения, абсолютными предпосылками такой договоренности должно быть единство международного сообщества и сотрудничество Ирана с Международным агентством по атомной энергии.

Озабоченность вызывают и события в Северной Корее. Мы осудили проведенные там как ракетные, так и прошлогодние ядерные испытания. Разработка северно-корейского ядерного оружия также может привести к цепной реакции в других странах региона. На шестисторонних переговорах достигнута предварительная договоренность, и в ближайшем будущем мы надеемся увидеть приостановление северно-корейской ядерной программы.

Уважаемое Рийгикогу,

Эстонию напрямую заботит судьба Афганистана. В наших интересах и в интересах наших союзников - спокойный и стабильный Афганистан. Его правительство поставило своей целью построить эффективное и мирное государство. Но бедность, слабость государственных структур и противостояние экстремистских группировок не могут быть преодолены без международной помощи. Благосостояние Афганистана важно как с точки зрения региональной стабильности, так и с точки зрения предотвращения международного оборота наркотиков и терроризма. В этом и состоит смысл эстонской военной миссии и нашего сотрудничества в области развития. Мы боремся с угрозой там, откуда она исходит; увы – основная часть употребляемых в Северной Европе наркотиков именно афганского происхождения. Борьба с угрозой терроризма в Афганистане ослабляет силу террористов совершать нападения в Европе и во всем мире. Также никого не должны оставить равнодушными зверства талибов против своего народа и культурного наследия.

В прошлом году наш вклад в миссию НАТО в Афганистане возрос в несколько раз – до 130 военнослужащих. Они обеспечивают безопасность, необходимую для восстановительных работ, в Южном Афганистане, где влияние Талибана довольно сильное, а правительство не в силах полностью контролировать регион. Весна нынешнего года может оказаться поворотной в борьбе правительственных сил и войск союзников с Талибаном. Важно обеспечить более сильный контроль на афганских границах, а также подорвать структуры управления Талибана.

Безопасность и благосостояние не может быть обеспечено одними военными силами. С сентября прошлого года в столице Гельмандской провинции Лашкар Гах в международной восстановительной команде работает эстонский дипломат, который также представляет Эстонию при правительстве Афганистана. Присутствие гражданского представителя дает нам возможность получить незаменимые экспертные знания и политические контакты на юге Афганистана. Стартовал и наш первый проект помощи – в сотрудничестве с Красным крестом Эстонии мы снабжаем детское отделение центральной больницы Гельманда медицинским оборудованием. В этом году мы запланировали на программы помощи в Афганистане 1,5 миллиона крон.

Для поддержки восстановления Афганистана, измученного советской оккупацией, гражданской войной и режимом Талибана, необходимо последовательное международное сотрудничество, особенно между Европейским Союзом и НАТО. В целях развития системы полиции и правовой системы Афганистана Европейский Союз намерен послать в страну полицейскую миссию. Эстония планирует участвовать в работе этой миссии. Мы также должны помнить, что возвращение миллионов афганских беженцев с территории Пакистана предполагает также обширное международное содействие.

Теперь о событиях в Ираке. Ситуация безопасности в этой стране, разумеется, является одной из основных проблем, стоящих перед Ближним Востоком и международным сообществом. В конфликтах экстремистов, зачастую религиозно окрашенных, жертвой становится мирное население, простые люди. Истоки противоречий Ирака уходят корнями в прошлое, и развязать внутренние конфликты этой страны совсем непросто. Иракское общество состоит из различных этнических и религиозных групп, и борьба идет за влияние не только в Ираке, а в более широком регионе. Нужно учитывать, что ситуация осложняется отрицательным влиянием соседних государств, прежде всего Ирана и Сирии, и что пути к решению кризиса нужно искать в контексте всего региона. В противном случае может произойти распад государства, а политическое и религиозное противостояние выйти за границы Ирака. Поэтому важно, чтобы Ирак встал на ноги как единое государство, чтобы учитывались интересы разных регионов и религиозных общин, а также справедливо распределялись бы доходы от местной нефти.

Решение иракского конфликта кроется в политических изменениях и договоренностях, при охвате всех национальных и религиозных групп. Их должно поддержать улучшение этой  ситуации безопасности. Эстонские военнослужащие содействуют улучшению этой ситуации на основании мандата Рийгикогу,  базирующегося на резолюции Совета безопасности ООН и просьбе правительства Ирака. Воля иракского правительства к продвижению велика, и было бы весьма безответственным не вносить свой вклад в развитие Ирака в настоящий переходный период.

Направив дополнительный военный контингент в район Багдада, администрация США подтверждает свое твердое желание совершить решающий шаг в направлении повышения безопасности. Временной фактор здесь крайне важен: жители Ирака измучены постоянным отсутствием безопасности и стабильности, это также угрожает будущему государства. Обеспечение безопасности международными силами жизненно важно для поддержки политического процесса, но должно быть исполнено в сотрудничестве с иракскими войсками. В ходе своего ноябрьского визита в Ирак я удостоверился, что армия этой страны развивается, но озабоченность вызывает развитие полиции.

Влияние международной коалиции чрезвычайно важно – оно содействует стабилизации ситуации и препятствует эскалации конфликта. В нынешнем году цель коалиции передать как можно больше регионов Ирака под ответственность центрального правительства. Завершая эту тему,  хотел бы отметить, что мы имеем дело с большим государством с образованным народом и богатые нефтяными ресурсами  – иракцы очень много выиграли бы от мира уже через нескольких лет.

Уважаемое Рийгикогу

Решающее влияние на ситуацию на Ближнем Востоке имеет прежде всего решение конфликта между Израилем и Палестиной. После последних событий на территории Палестины, а также боев между Израилем и Хезболла, несмотря на усилия, существенных успехов в мирном процессе не наблюдается. В то же время всем сторонам конфликта понятно, что каждый шаг в направлении создания независимого палестинского государства снижает напряжение и угрозу терроризма в регионе, если только эти шаги отвечают трем принципам, следования которым требует от Палестины квартет – ООН, США, ЕС и Россия.  Принципы таковы: признание государства Израиль, признание всех заключенных соглашений и воздержание от терроризма.

Новый год начался со столкновений между самими палестинцами. Развитие в положительном направлении началось несколько недель назад, когда по инициативе Саудовской Аравии лидеры противоборствующих движений Хамас и Фата встретились для переговоров в городе Мекка, в святейшем месте мусульманского мира. Достигнутая там договоренность изменила положение и создала предпосылки для образования совместного правительства и избежания гражданской войны. Возможности для дальнейших израильско-палестинских переговоров улучшились, и Европейский Союз по-прежнему желает способствовать этому процессу.

Тревожная ситуация также в Ливане. Демонстрации, учиненные движением Хезболла, были направлены против премьер-министра Синиора и дестабилизировали положение в стране. Европейский Союз поддерживает деятельность правительства Синиора в восстановлении государства и конфискации оружия у различных группировок. В то же время актуальным остается вопрос, какой должна быть тактика в общении с Сирией, которая, также как и Иран, сильно влияет на направления развития в Ливане. Оправдала ли себя политика воздержания от санкций? Возможно ли, что умеренные представители ливанских религиозных группировок будут искать решения путем переговоров, и каким образом это стало бы возможным? Эти вопросы стоят в настоящее время  и перед Европейским Союзом, сопровождая его деятельность в регионе.

Эстония вносит свой вклад в процесс мирного урегулирования ситуации на Ближнем Востоке в первую очередь посредством единой внешней политики и политики безопасности ЕС и поддерживает усиленную роль Европейского Союза в этом процессе. В то же время мы общаемся с государствами региона и непосредственно.  Эстония участвовала в качестве наблюдателя на палестинских выборах, мы поддерживаем вспомогательную миссию ЕС на границе в Рафах и миссию реформы полиции Палестинского самоуправления. В прошлом году мы выделили свыше 800 000 крон на помощь людям, оставшимся без крова в ливанском конфликте, а также на обезвреживание мин. Наши офицеры продолжают участвовать в миротворческих операциях ООН в Ливане. Морской офицер Эстонии присоединится к миссии ООН УНИФИЛ. В нынешнем году в Египте и Израиле наши дипломаты впервые будут работать на постоянной основе. Информация, полученная из первых рук, и контакты на местах, конечно же, предоставят Эстонии более сильную базу для участия в решении вопросов Ближнего Востока.

Уважаемые члены Рийгикогу,

Продолжу о значимых направлениях нашей внешней политики и политики безопасности, где наша работа уже некоторое время приносит свои плоды. Наша деятельность на Западных Балканах по существу означает расширение зоны стабильности в Европе путем поддержки развития этого региона.

Одна из неотложных тем, конечно - будущее Косово. Этот вопрос вступил в свою решающую стадию. Эстония высоко оценивает и полностью поддерживает деятельность специального представителя ООН Мартти Ахтисаари, мы согласны с его недавно опубликованными предложениям по определению статуса Косово. Мы считаем это единственным путем продвижения вперед.

В развитии политического процесса, связанного с Косово, очень важным является единство государств ЕС и НАТО. Это касается и понимания, что развитие событий в Косово не является прецедентом в решении ни одного так называемого замороженного конфликта. Естественно решение вопроса о статусе должно соответствовать европейской перспективе всех западно-балканских стран. Наверное, излишне дополнить, что Европейский Союз в этой части несет очень серьезную ответственность.

Будем надеяться, что в ближайшем будущем Сербия получит про-европейское правительство, которому ЕС должен будет как можно скорее предложить явные шаги к сотрудничеству. Например, возобновление переговоров по стабилизационному и ассоциационному договорам, а также заключение соглашения об упрощении визовых процедур. Эстония поддерживает Сербию на пути евроинтеграции, и мы вступаем в более тесные политические контакты с этой страной. Мы знаем, какой огромный эффект имеет перспектива стать членом Европейского Союза, пусть даже в далеком будущем. В то же время мы ожидаем от Сербии выполнения взятых ею обязательств по внедрению принципов правового государства и сотрудничества с Международным уголовным трибуналом по бывшей Югославии.

Уважаемое Рийгикогу,

Опыт и знания предоставляют нам хорошую возможность и потенциал сыграть в расширенной Европе более значительную внешнеполитическую роль. Мы сами являемся для многих партнеров вдохновляющим примером того, как улучшить общество. У нас также есть знания о восточных соседях и доверительные отношения с ними, и эти преимущества мы сможем в свою очередь успешно использовать в Европейском Союзе.

Мы без сомнения поддерживаем Украину, Молдову и Грузию, мы имеем с ними множество проектов по сотрудничеству. Говоря об Украине, мы считаем весьма значительным всестороннее содействие Украины пограничной миссии ЕС на границе Украины и Молдовы. Это является лакмусовой бумажкой европейской направленности Украины. Что же касается проблемы Приднестровья, то здесь мы поддерживаем более активное участие ЕС в урегулировании этого конфликта, в том числе усилия по изменению нынешнего миротворческого формата. Недавно мы направили своего советника на миссию специального представителя Европейского Союза в Грузии, которая является одним из основных партнеров нашего сотрудничества в области развития.

Возникшие после окончания холодной войны замороженные конфликты остались  после постепенного урегулирования других очагов напряжения серьезными проблемами европейской безопасности, которые еще не нашли своего решения. Необходимо отметить, что каждый замороженный конфликт, касающийся  Молдовы,  Грузии, Армении или Азербайджана - уникален. К ним нельзя подойти с одинаковыми мерками. Роль Европейского Союза в решении этих конфликтов могла бы постоянно возрастать, это направление деятельности требует большего внимания и средств.

Теперь еще об одной озабоченности Европы – а именно: о гуманитарных катастрофах в Африке и миграции, связанной с ними. Эта проблема в последние годы особенно остро встала в связи с вооруженными конфликтами в Судане и в Сомали и с высадкой беженцев с соседнего континента на южной границе Европейского Союза. Число людей, нелегально стремящихся через Северную Африку в Европу, уже примерно миллион в год. Эстонию все это до сих пор еще  напрямую не касалось, однако будучи членом Европейского Союза, мы должны относиться к этой проблеме как нашей общей озабоченности. Мы поддерживаем европейскую миграционную политику, основывающуюся на солидарности стран-членов и разделении ответственности. В силу своих возможностей мы содействуем уменьшению бедности в Африке. В состав только что созданной специальной миссии ООН в Дарфуре входит и представитель Эстонии, который содействует решению нарушений прав человека. Бывший генеральный секретарь ООН Кофи Аннан отметил в связи с одной из крупнейших гуманитарных катастроф современности, что во имя спасения Дарфура мир должен бежать на перегонки со временем. Еще осталась возможность победить. Эстония также помогала беженцам из Южного Судана – поддержка Министерства иностранных дел эмигрантам и внутренним беженцам составила свыше миллиона крон. Европейский Союз может помочь Африке также в либерализации торговой политики и ликвидации таможенных барьеров.

Углубляется и наш интерес к Азии, роль которой в мировой политике явно возрастает. Долгосрочные политические и экономические связи мы до сих пор имели с Японией и Китаем, но наша цель – развивать отношения со всеми другими значительными государствами региона, например с Индией. Целевое учреждение развития предпринимательства Эстонии готовится к открытию представительства в Шанхае, который стремится стать финансовым центром региона. Вскоре мы также приступим к строительству здания для посольства в Пекине. Для Китая мы являемся притягательной страной  в плане инфотехнологий, энергетики и защиты окружающей среды, также мы являемся потенциальным центром логистики морского и железнодорожного транспорта. Более тесное общение и контакты с Китаем в целях поиска решений всемирных проблем – в интересах как Эстонии, так и Европейского Союза.

Уважаемое Рийгикогу,

Теперь я географически приближаюсь к Эстонии, и буду рассматривать связанное с Россией. Экономика России, основанная на экспорте нефти и газа, стремительно растет, политическая система за последние годы сохранилась устойчивой. Но, увы, Россия удаляется от демократии. Прежде всего, это касается положения с правами граждан и свободой СМИ. Также возрастает контроль государства над экономикой. Согласно недавно опубликованному опросу, 94% россиян считает, что никак не могут повлиять на происходящее в стране. И это нас волнует.

Мы желаем, чтобы наш сосед был бы демократичным и предсказуемым. Нам хотелось, чтобы Россия разделяла с нами одно из основополагающих понятий в международных отношениях – что успех одного государства не означает, что он достигнут за счет другого. Свободный выбор соседей России принять европейские ценности никоим образом не угрожает России. Задуматься заставляет факт, что согласно результатам недавнего социологического исследования почти половина опрошенных россиян считает, что Европейский Союз представляет для России  угрозу. Мы надеемся разделить с Россией европейское понимание того, что права человека и свобода слова – наилучшие гарантии безопасности и благосостояния народа.

Недавняя конференция безопасности в Мюнхене показала, что мы еще далеки от партнерства, основанной на ценностях. Как отметил и министр обороны США Роберт Гейтс, неясная направленность России содержит в себе опасности. Принятая в России внешняя политика, основанная на узких интересах, увеличивает для других государств потенциал конфликта. Но что еще важнее – политика основанная только на интересах, не предполагает объединения сил в целях решения проблем, стоящих перед миром. Буд то изменения климата, уменьшение бедности, терроризм, распространение оружия массового поражения, замороженные конфликты или усиление роли международных организации и международного права. Мир, основанный на интересах, во многом означает доминирование  политики силы, игнорирование интересов маленьких государств, рост анархии в международных отношениях.

В отношениях между Европейским Союзом и Россией на повестке дня стоит новое весомое рамочное соглашение, переговоры по которому, я надеюсь, скоро начнутся. Для нас важно сотрудничество с Россией во всех областях. Это экономика и энергетика, а также, например,  вопросы прав человека и экологии. В диалоге по правам человека между Европейским Союзом и Россией для Эстонии важна тематика финно-угорских народов, а также ситуация в Чечне.

Каково состояние наших двусторонних отношений на данный момент? На высшем политическом уровне, особенно учитывая, что мы соседи, имеется большое поле для развития отношений. На них также влияют приближающиеся думские и президентские выборы в России.

Неадекватное обвинение Эстонии со стороны России за последние недели, явно обусловлено необходимостью отвлечь внимание от внутригосударственных проблем. Это подтверждается  фактом, что на юге России, в Ставрополе недавно был снесен 30-метровый монумент в честь Великой Отечественной войны. Это к вопросу  о большой озабоченности России судьбой памятников. Я бы указал еще на одно обстоятельство – как и во все предыдущие годы, Генеральное консульство Эстонии в Санкт-Петербурге участвовало в январе в церемониях по поводу годовщины прорыва фашистской блокады. В этой блокаде пострадали и погибли тысячи эстонцев.

Для добрососедских отношений нужна воля обеих сторон. У Эстонии эта воля есть. Практическое сотрудничество между Эстонией и Россией во многих сферах является налаженным и эффективным. Это касается наших отношений между пограничными, полицейскими и иными ведомствами, а также культурных связей. Хорошими примерами являются обмен учащимися и студентами, туризм, трансграничное сотрудничество. Расширению контактов способствует и договор об упрощении визового режима между Европейским Союзом и Россией, который в скором времени вступит в силу.

Если говорить о динамике наших отношений в целом, то мы в отношениях с Россией  не стремимся к революции – мы нуждаемся в эволюции. Юрий Лотман метко иллюстрировал разные подходы к истории, противопоставляя широкую реку медленных перемен  минному полю взрывоподобных изменений. Мы предпочитаем реку перемен даже тогда, когда она в трескучие морозы скована льдом.

Энергетическая безопасность также является темой, которую зачастую связывают с Россией. На самом деле эта сфера намного шире – это не только вопросы производства и поставки, важную роль играет влияние окружающей среды, за которыми мы внимательно наблюдаем в связи с дальнейшей разработкой планов по российско-германскому газопроводу, а также внешняя торговля, конкуренция и безопасность. Началась оценка экологического влияния газопровода между Россией и Германией. Мы участвуем в этом и смотрим, чтобы все риски были обязательно учтены. Стороны проекта должны учитывать интересы всех стран Балтийского моря и взвешивать реальность его реализации только после оценки экологического влияния.

Мы находимся в похожей ситуации с Латвией и Литвой, отсюда и необходимость совместного решения проблем. Балтийские страны стремятся создать как можно больше соединений с энергосетями Европейского Союза. Помимо уже существующего кабеля Эстлинк для интеграции балтийских электрических систем с Европой и обеспечения энергетической безопасности, страны Балтии нуждаются и в соединениях между Литвой и Польшей, очевидно и кабеле, ведущем в Швецию, и кабеле Эстлинк-2. В целях создания новых мощностей энергоснабжения идет подготовка к строительству новой атомной электростанции в Литве. Также необходимо присоединение газовой системы Балтийских стран к системам других стран Европейского Союза.

С точки зрения Эстонии очень важно, чтобы Европейский Союз разговаривал с поставщиками энергии и транзитными странами в один голос. Наша цель – чтобы решения предстоящего Верховного Совета ЕС  подтолкнули бы нас к более эффективным внешним отношениям в области энергетики. В противном случае Европейскому Союзу будет трудно обеспечить свою конкурентоспособность в современном мире.

Важной темой, тесно связанной с энергетикой, является изменение климата. Так с 2012 года вступят в силу и будут  на нас влиять новые условия квот загрязнения и торговли эмиссией, в свете которых мы сможем начать новые энергопроекты, например, в области сланцевой энергетики. Вопросы климата и экологии становятся все более существенными темами в сфере международных отношений.

Дорогие члены Рийгикогу,

Конечно же мне хочется говорить и о том, что ближе всего к дому – о Европейском Союзе и наших ближайших соседях. Родной причал нашего судна находится в балтийско-скандинавском порту. Иногда это для нас как будто сюрприз, что мы живем в части Европы с самой динамичной экономикой, самой активной и в плане международных отношений. Наши отношения с балтийскими и скандинавскими соседями тесно переплетены и мы сторонники единого и сильного сотрудничества. Наше желание – еще больше Европы, больше Северной Европы.

В числе тем Европейского Союза снова больше внимания уделяется вопросу судьбы конституционного договора. Вернее, глубинному вопросу этого договора – как будет Европейский Союз развиваться в будущем? Как усилить внешнюю политику ЕС? Мы считаем, что конституционный договор удачно выражает сущность и путь развития Европейского Союза. Известно, что из песни слова не выкинешь (хотя композитор Вельо Тормис указал и на особенности народных песен ижорцев – между активным песнопением удерживать дыхательные паузыпаузы). Подобно этому мы поддерживаем вступление договора в силу – после периода глубокого вдоха – по возможности с наименьшими изменениями. Нынешний председательствующий Европейского Союза  Германия ведет переговоры со всеми странами-членами, чтобы в конце срока председательства, который, кстати, завершится после президентских выборов во Франции, выйти с предложениями о дальнейших путях решения. Прежде всего, должны высказаться те государства, которые еще не ратифицировали договор.

Весьма важными в нашей деятельности для нас являются отношения между Европейским Союзом и Соединенными Штатами Америки, которые уникальны в силу своего глобального влияния. В мире все меньше таких проблем, с которыми США или ЕС смогли бы справиться, не обращаясь друг к другу. К примеру, все более существенными становятся вопросы, связанные с энергетикой и глобальным изменением климата, которые, мы надеемся, будут рассмотрены на саммите США-ЕС в апреле. Помимо близкого мировоззрения, Европу и США объединяет экономическое партнерство. Развитие трансатлантических отношений является одним из приоритетов председательства Германии в ЕС, и с нашей точки зрения чрезвычайно важно, чтобы в весомых вопросах Европейский Союз и Соединенные Штаты говорили в один голос.

Уважаемое Рийгикогу,

В мире сейчас одновременно происходит большое количество критических и сложных процессов. Энергетика и изменение климата, ядерные вопросы, Ближний и Центральный Восток, развитие Китая и многое другое – все связано между собой.  Мы тоже не можем избежать ни участия в этих процессах, ни оценки существенных вопросов. На каких камнях держится мост? Он держится ни на большом, ни на маленьком камне, он держится на арке из этих камней. Наш мир также можно рассматривать как арку возможностей для перехода через кризисы и пропасти, где и  Эстония имеет свое место.

Благодарю Рийгикогу, завершающее свой срок работы, за внимание и сотрудничество!

TopBack