Eesti English
По-русски

Открытие выставки "Эстонский кругЛенинградского завода художественного стекла"

03.12.2015

«Эстонский круг Ленинградского завода

художественного стекла»

 

С 3 декабря 2015 г. по 28 февраля 2016 г. в Музее художественного стекла пройдет выставка «Эстонский круг Ленинградского завода художественного стекла».

С Ленинградским заводом художественного стекла связано творчество Лейды Юрген, Хелле Пыльд, Пильви Оямаа.

Основоположник эстонской школы художественного стекла М. Роосма, всем трём ученицам передал виртуозное владение техникой гравировки, умение передать трёхмерность изображения, глубину и многоплановость композиции. Выставка приурочена к 90-летию Лейды Юрген.

Лейда Юрген (1925-2013) стала одной из первых выпускниц кафедры художественной обработки стекла, окончив в 1952 г. Государственный художественный институт в Таллине. Спустя несколько лет главный художник ЛЗХС Е.В. Яновская пригласила её работать в Ленинграде. В это время ЛЗХС становится центром советской школы художественного  стекла, продолжая традиции, заложенные В.И. Мухиной, А.А. Успенским, Н.А. Тырсой при его основании. В 1940-е гг. на завод пришли талантливые художники Б.А. Смирнов, Э.М. Криммер, позже Е.Е. Махалова, Е.И. Алексеева (Батанова), Ю.А. Мунтян. Очень быстро ЛЗХС закрепил за собой роль ведущего центра советского стеклоделия с акцентом на широкие художественные возможности.

Лейда Юрген работала на ЛЗХС с 1955 по 1990 гг., здесь происходит становление и развитие её творчества. Рисунку и форме ее произведений  характеры лаконичность, выверенность пропорций, внимательная проработка деталей Л. Юрген одна из первых заинтересовалась художественными возможностями сульфидно-цинкового стекла. В 1974 г. она вошла в состав художников ЛЗХС, чьё творчество было представлено на Венецианской биеннале. В 2000 г. Л. Юрген возвращается в Эстонию и продолжает работать как свободный художник до своей смерти в 2013 г.

Хелле Пыльд  (1928 – 1987) начала свою деятельность в Ленинграде в качестве мастера по обучению студентов гравировке и пескоструйной обработке стекла в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище. Позже начинает работать на ЛЗХС. Пескоструйная обработка стала излюбленным приёмом в творчестве Х. Пыльд. Одна из важных линий в творчестве Х. Пыльд связана с темой индустриальных достижений СССР, которой она начинает интересоваться с конца 1960-х гг. Эта тема дала ей большой потенциал в новом поиске пластики и ритмики произведений.

Творчество Пильви Оямаа (Уук) (1930 г. р.) практически неизвестно в России. С ЛЗХС связан первый этап творческой карьеры художницы, который продолжался всего 3 года. Расцвет её творчества и европейская известность связаны с заводом «Тарбеклаас» в Эстонии, на котором она проработала около 30 лет. Вместе с тем, главную награду П. Оямаа в своей творческой карьере получила на всемирной выставке в Брюсселе в 1958 г. за вазу «Клевер», созданную во время короткого периода работы на ЛЗХС. Воспринятое ею алмазное гранение и монументальность в формообразовании на ЛЗХС получила дальнейшее развитие в период работы на «Тарбеклаас», привнеся традиции ЛЗХС в эстонскую школу художественного стекла.

 

 

TopBack